Хатха-Йога: Концентрация внимания на волевых усилиях

В нашей коре представлена вся соматика (имеются в виду области коры головного мозга, где сосредоточены центры, управляющие движениями человеческого тела — сомы, в отличив от висцеры — внутренних органов). Если у кого есть охота посвятить этому свою жизнь, то, вероятно, всякий, тренируясь, сумеет сделать массу непроизвольного произвольным.
И. П. ПАВЛОВ

Слова, приведенные в эпиграфе, были произнесены великим физиологом на одной из его знаменитых сред. Едва ли тогда речь шла о йогах, но вряд ли можно сказать лучше, чтобы охарактеризовать ту основу, на которой зиждутся все феноменальные достижения йогов.
В наши задачи не входит подробное рассмотрение методов концентрации, применяемых йогами. Мы лишь кратко коснемся этого вопроса, поскольку элементы концентрации используются в некоторой степени при выполнении физических упражнений. Если способы концентрации и релаксации (расслабления), что в целом принято сейчас называть аутогенной тренировкой, вас заинтересуют, можете ознакомиться с ними по работам А. М. Свядоща и А. С. Ромена, а также по известной книге X. Клейнзорге и Г. Клюмбиеса «Техника релаксации».

Надо сказать, что эта часть практики йогов давно уже вызывала серьезный интерес и у нас в стране, и за ее пределами. Уже в 1959 году на III Всемирном психоневрологическом конгрессе в Монреале было признано, что аутогенная тренировка выдержала испытательную проверку и в эксперименте, и в клинике.
В процессе аутогенной тренировки (после достижения состояния расслабления) можно проводить самовнушение в целях произвольного управления различными функциями организма. С помощью AT можно обучиться устранять чувство тревоги и напряженности, вызванное психическими переживаниями, быстро засыпать и просыпаться в заданное время, произвольно влиять на тонус сосудов, особенно капилляров, влиять на ритм сердечной деятельности, а также снимать ощущение боли.
Так, интересные наблюдения проводились в одной из клиник Караганды. Была организована группа из 100 человек. Все это были практически здоровые люди. Им было предложено внушить себе чувство тепла в руке. Из 100 наблюдаемых, ранее не занимавшихся аутогенной тренировкой, 83 отметили ощущение тепла в руке, но когда измерили температуру кисти, то оказалось, что у 97 из 100 она сколько-нибудь заметно не изменилась.
Из тех, кто не мог произвольно менять температуру кожи, была создана группа из 50 человек. В результате 40 из 50 научились во время аутогенной тренировки произвольно в течение минуты повышать температуру кожи кисти на 0,3—4° и, внушая себе, что рука холодная, понижать температуру на 0,5—2 ° С.
Несколько человек из этой группы научились замедлять ритм сердечной деятельности с 68 до 46 ударов и усиливать его до 144 ударов в минуту, вызывать общую мышечную каталепсию (оцепенение) с восковой гибкостью или каталептическим мостом, вырабатывать способность воспринимать во сне речь, усиливать возможность зрительно видеть представляемый образ. Внушая себе: «Рука не моя, руке не больно», они научились вызывать у себя столь глубокую анестезию, что не испытывали боли, когда им прокалывали насквозь крупной иглой кожу и даже мышцу.
Чем же объясняется такая способность влиять на физиологические процессы в организме? Вероятно, здесь имеют значение два фактора. Первый: возникает гипнотическое фазовое состояние между сном и бодрствованием — состояние аутогипноза с саморапортом (в это время словесный раздражитель приобретает особенно большую силу воздействия). И второй: благодаря многократному повторению связь самовнушенных представлений и соответствующих физиологических функций закрепляется, что и дает возможность произвольно влиять на некоторые вегетативные процессы (деятельность внутренних органов, кровообращение, обмен веществ и т. п.).
Большинство упражнений по самовнушению родственны тем, которые содержатся в системе йогов, а иногда просто заимствованы у нее.
Для достижения более высоких степеней концентрации, переходящих в состояние транса, йоги применяют ряд приемов, важное место среди которых занимает освоение состояния «совершенного бездумья«.
Чтобы научиться концентрировать внимание, рекомендуется около 30 минут созерцать, не моргая, предмет на расстоянии вытянутой руки (черную точку размером 1 см на желтом фоне, затем таких же размеров стеклянный шарик и позже — пламя свечи) до тех пор, пока не потекут слезы. После созерцания предмета начинайте на этом же фоне мысленный счет, например, до 108, 208, 508, 1008. Конечную цифру постепенно увеличивайте и все время помните о ней.
Для выработки способности формировать зрительное представление воображаемого предмета йоги сначала «видят» полную луну между бровями с закрытыми, а затем с открытыми глазами. Во время дыхательных упражнений при вдохе в области солнечного сплетения они представляют увеличивающуюся в размерах красную фигуру человека; при задержке дыхания — фигуру человека на фоне голубого неба, а при выдохе — белую человеческую фигуру, но уже в области переносицы. При этом важен не столько вид воображаемого предмета (человек, цветок, дерево и т. п.), сколько волевая заданность длительности видения (концентрация внимания).
После овладения подобными приемами йоги переходят к выработке состояния полного бездумья, представляющего собой полную противоположность концентрации. Сначала во время тренировок глаза и уши должны быть закрыты, позже вырабатывается способность с открытыми глазами и ушами не реагировать на внешние раздражители.
Однако необходимо помнить, что йоги отрабатывают умение концентрировать внимание и находиться в состоянии полного бездумья лишь усвоив курс Хатха-йоги и обязательно под руководством опытного инструктора. Перед тем как приступить к простейшим упражнениям, йог месяц постится, переходит сначала на молочно-овощную диету, а затем на одну воду, при этом ежедневно проводит «очищения».
Владение приемами концентрации позволяет йогам демонстрировать необыкновенные способности, находясь в состоянии искусственного сна (гипобиоза). В этом состоянии температура человеческого организма понижается до пределов, не совместимых с нормальными.
Эта проблема представляет огромный научный интерес. Для развития космонавтики, например, гипобиоз перспективен в качестве одной из форм защиты от повреждающего Действия космических излучений, экономии запасов кислорода и питания, как средство продления жизни в межзвездных перелетах.

Из книги Виктора Верещагина “Физическая культура индийских йогов

Comments are closed.