О влиянии питания на долголетие

Из книги: В. А. Доценко. Овощи и плоды в питании.

Многолетними научными исследованиями установле­но, что продолжительность жизни человека зависит от его биологических особенностей и от различных факторов жизнедеятельности, в том числе от социально-бытовых условий, в которых очень важную роль играет характер питания. Проведенный в Институте геронтологии Академии медицинских наук расчет показал, что человек как биологический вид при наличии оптимальных, то есть благоприятных, условий жизнедеятельности вполне может достигнуть возраста 100 и даже 120 лет. Однако, как известно, средняя- продолжительность жизни людей хоть и весьма увеличилась за последние несколько, де­сятилетий, вместе с тем еще значительно отстает от возможно достижимой. Так, если к концу XIX века в России она составляла 32 года, то в 1957 г.— уже 44 года, а в 1989 г. (в среднем по всем республикам бывшего СССР) она повысилась до 70 лет.

Средняя продолжительность жизни в разных странах различна, что, безусловно, зависит от степени их развитости, а значит, и от особенностей питания и образа жизни основной массы населения. Следует признать, что и по этому показателю мы отстаем еще от многих высо­коразвитых стран. Если средняя продолжительность жизни в 1989 г. в бывшем СССР равнялась 70 годам (в том числе у мужчин — 65 лет, а у женщин — 74 года), то в Соединенных Штатах Америки она со­ставляла 75 лет (в том числе у мужчин — 71 год, а у женщин — 78 лет), в Швеции — соответственно 77 лет (74 и 80 лет), а в Японии — 78 лет (76 и 81 год). Значительное различие в цифрах у мужчин и женщин связано не только с особенностями трудовой деятельности большинства мужчин, но также с подвер­женностью их в большей степени таким факторам риска, как злоупотребление алкоголем, курение, и с на­рушениями характера и режима питания.

За последние годы демографические показатели мно­гих стран, в том числе и нашей, свидетельствуют о тенденции старения населения, вследствие чего значительно стал увеличиваться удельный вес лиц пожило­го и старческого возраста.

В настоящее время в нашей стране население в возрасте 50 лет и старше условно подразделяют на 4 возрастные группы: зрелый возраст (50—60 лет), престарелый, или пожилой (61—74 года), старческий возраст (75 лет и старше) и долгожители (90 лет и стар­ше). Проведенный нами анализ цифровых данных по­следнего статистического ежегодника Госкомстата СССР «Народное хозяйство СССР в 1990 г.» (опубликован в 1991 г.) показал следующее.

Из общего количества населения бывшего СССР в 1990 г. 49,2 млн человек (17%) составляли лица старше трудоспособного возраста, то есть пенсионного. В том числе мужчин старше 60 лет было 13,6 млн человек (10% общего числа мужчин), а женщин старше 55 лет — 35,6 млн человек (23,4%). Таким образом, в пенсионном возрасте женщин было почти в 2,5 раза больше, чем мужчин. Значительным являлся и удельный вес тех, кто перешагнул за 70-летний возраст. Таких, фактически уже старых, людей оказалось 17,1 млн человек (около 6%). В их числе мужчин было 4,5 млн (или 3,3%), а женщин— 12,6 млн (или 8,3%). И в этом почтенном возрасте женщин было в 2,5 раза больше, чем мужчин.

Среди читателей данной книги может оказаться зна­чительное количество людей пожилого и старческого возраста, для которых предлагаемые в ней рекомен­дации по питанию (в случае максимального их исполь­зования) могут иметь немалое значение в достижении активного долголетия.

Среди долгожителей нашей страны за последние го­ды было зарегистрировано около полумиллиона лиц, превысивших 90-летний возраст, а в их числе около двух десятков тысяч, достигших 100-летнего возраста и даже несколько перешагнувших его.

Наибольший удельный вес долгожителей отмечался среди коренного населения ряда высокогорных районов Кавказа.

Небезынтересно упомянуть о некоторых осободолгожителях, более или менее достоверные данные о которых публиковались в ряде литературных источников. Одним из самых знаменитых считался англичанин Томас Парр, проживший свыше 152 лет (1483—1635). После 18-лет­ней службы в английской армии он почти до конца своей жизни занимался сельским хозяйством. Был пред­ставлен королю Великобритании. Погребен в Вестмин­стерском аббатстве, где хоронили только выдающихся граждан Англии.

Рекорд долголетия Томаса Парра спустя 337 лет был превзойден азербайджанцем Ширали Физалиоглы Мислимовым, который прожил 168 лет (1805—1973). Всю свою жизнь этот крестьянин трудился на земле и только за 5 лет до кончины вышел на пенсию, однако про­должал работать в саду, общаясь с односельчанами и своим многочисленным потомством, превысившим — еще при его жизни 200 человек.

В литературе упоминается и о других осободолгожителях, например о французе Жане Тереле, достигшем 143 лет, который только в возрасте 93 лет (в 1802 г.) в чине капитана был уволен по приказу Наполеона в от­ставку «по причине почтенного возраста».

Таким образом, людей, чей возраст значительно пре­вышал 120 лет, насчитываются буквально единицы. Вме­сте с тем, как указывалось выше, человек как биологи­ческий вид может жить более ста лет. Фактов такого долголетия в мире отмечается достаточно много. В насто­ящее время ведутся интенсивные научные исследования механизмов старения, условий, способствующих долгожи­тельству, что позволит постичь эту важнейшую тайну жизни.

Старение организма представляет собой общебиологическую закономерность. При этом следует различать физиологическое (естественное) старение и старение преждевременное (неестественное).

Под физиологическим старением понимают постепен­но развивающиеся возрастные изменения, которые в ко­нечном счете приводят к полному нарушению приспособ­ления организма к условиям внешней среды. Прежде­временное старение является следствием отрицательного воздействия ряда неблагоприятных факторов внешней среды на организм, снижающих уровень здоровья, а зна­чит, и продолжительность жизни человека.

В основе старения лежат преимущественно такие яв­ления, как общее снижение обмена веществ, с преоблада­нием процессов распада, развитие атрофических изме­нений в клетках, тканях и органах человека. Напри­мер, специализированные, выполняющие многообразные функции клетки организма заменяются нефункциональ­ными соединительнотканным» клетками, теряющими спо­собность к самообновлению, без чего жизнедеятельность человека становится уже невозможной. Таким образом, старение в определенной степени сравнимо со словом (и состоянием) «разрушение».

Тем не менее старение — это закономерный, то есть неизбежный, нарастающий по времени биологический процесс. Начинаясь и развиваясь еще задолго до старо­сти, этот процесс постепенно ведет к сокращению и снижению адаптивных, то есть приспособительных, воз­можностей организма, что в конечном счете приводит к смертельному исходу. Вместе с тем процесс старения сопровождается не только угасанием обмена веществ и функциональных возможностей человека, одновременно происходит и формирование определенных защитных механизмов, направленных на сохранение основных жизненных функций.

Темпы старения у разных людей неодинаковы. Они зависят от условий жизни и биологических, в данном слу­чае приспособительных, возможностей каждого конкретного человека. При относительно медленных темпах старения у организма появляется больше возможностей для соответствующей постепенной приспособительной пе­рестройки органов и их функций. И наоборот, при недостаточности адаптивных возможностей человека про­цессы старения происходят активнее, и в результате быстрее наступает биологическая старость. Поэтому у разных людей календарный (зафиксированный паспор­том) возраст может значительно (в ту или иную сторону) отличаться от биологического возраста, который более точно характеризует физиологическое состо­яние, а значит, степень здоровья (и возможную продолжительность жизни) данного человека. Различные ор­ганы у одного и того же человека могут стареть по-разному. Так, например, у человека в возрасте 40 лет сердце может «выглядеть» на все 50 лет, а органы пищеварительной системы, в, том числе печень, желу­док,— на 55 лет и более. Дело в том, что в про­цессе старения, как уже указывалось, ослабляются функции практически всех систем организма.

В перечне наиболее быстро стареющих, наряду с клетками эндокринных органов, мозга и кровеносных сосудов, оказались клетки, ткани и органы пищевари­тельной системы. Установлено, что с увеличением воз­раста ослабляется работа желёз внутренней секреции, уменьшается активность ферментов, в организме накап­ливается в избыточности так называемый эндогенный (то есть внутри организма образующийся) холестерин. Все это приводит к атеросклерозу кровеносных сосудов. В результате уменьшается кровоснабжение органов и тканей, вызывая недостаток в них кислорода. При этом ток крови замедляется, создавая условия для ее свер­тывания и образования тромбов, грозящих закупоркой жизненно важных кровеносных сосудов.

Существенные изменения наступают в процессе старения и в пищеварительной системе: истончаются слизистые оболочки желудка и кишечника, снижается деятельность поджелудочной железы и- печени, разру­шаются их ферментные аппараты. В результате сни­жается образование и отделение соответствующих пище­варительных соков и их переваривающая способность. Кислотность желудочного сока уменьшается, вплоть до полного исчезновения (так называемая нулевая кислотность), что чревато появлением злокачественных ново­образований в желудке. Замедляется двигательная функ­ция кишечника, ввиду чего обычно возникают стойкие запоры. Снижается образование и концентрация фермен­тов поджелудочной железы, нарушается отток желчи из печени и проч. Все это приводит к затруднению про­цессов пищеварения, в том числе всасывания и усво­ения пищи. Иногда, особенно при нарушениях режи­ма питания, в том числе при пищевых перегрузках, атонические запоры могут сменяться частым жидким стулом, содержащим частички непереваренной пищи.

Нарушение всасывательной способности кишечника приводит и к уменьшению усвоения из пищевых продуктов солей железа, что способствует появлению мало­кровия. В поджелудочной железе уменьшается образо­вание гормона инсулина — фермента, регулирующего уг­леводный обмен; это влечет за собою развитие сахарно­го диабета.

Следует отметить, что процессы старения усиливают­ся при малоподвижном образе жизни, при недостаточ­ных физических нагрузках (которые, конечно, рекомендуются пожилым людям, но с учетом их возраста и состояния здоровья).

Согласно современным представлениям о механизмах старения долголетие обусловлено воздействием как гене­тических (то есть передающихся по наследству) факто­ров, так и социально-бытовых условий жизнедеятельно­сти человека, в числе которых особо важное значение имеет рациональное, сбалансированное питание. Так, известный геронтолог академик Д. Ф. Чеботарев пола­гает, что правильное питание — это важнейшее средство, I способное продлить жизнь на 25—40%. Вот почему вопросы рационального питания являются одним из глав­нейших условий жизнедеятельности человека начиная с первых дней его жизни и вплоть до глубокой ста­рости.

Анализ смертельных исходов в США показал, что 70% из них обусловлено нарушением питания. Имеются определенные доказательства положительного влияния рационального питания на увеличение продолжительно­сти жизни населения. Так, ограничение калорийности пищи в пределах физиологической потребности организ­ма способно задерживать наступление старческих изме­нений и удлинять срок жизни человека. Нейробиолог Научно-исследовательского центра имени Эймса (штат Калифорния) Мигуэл (1984) на основе экспериментов, проведенных на мышах и крысах, а также после не однократных обследований космонавтов пришел к заключению, что во время длительных космических полетов космонавты будут стареть на 10—15% медленнее, чем на Земле. Это связано с тем, что на Земле треть кало­рий, потребляемых с пищей, расходуется на компенса­цию силы тяжести. Далее ученый указывает, что чём меньше пищи потребляет организм, тем меньше скорость метаболизма и, соответственно, больше, продолжитель­ность жизни. Многолетние исследования английских ученых также показали, что некоторые физиологические и биохимические процессы, наблюдаемые при старении, отдаляются или предупреждаются ограничением употребления пищи. Максимальная противораковая за­щита организма тоже достигается снижением кало­рий и белков в рационе.

Как уже указывалось, в пожилом, и тем более в старческом, возрасте менее активно протекает обмен веществ, замедляются окислительно-восстановительные реакции в тканях, пищевые вещества хуже усваиваются и менее интенсивно расщепляются до конечных про­дуктов обмена. У пожилых, как правило, снижена» дви­гательная активность; следовательно, энергетическую ценность рациона также необходимо снижать, иначе человек будет полнеть и, значит, стареть. Однако, сокращая калорийность пищи, необходимо следить, что­бы рационы удовлетворяли физиологическую потребность организма в энергии и пищевых веществах. В первую очередь это надо учитывать тем, кто увлечен систе­мой питания по Г. С. Шаталовой, предлагающей уменьшить калорийность рациона до 1000 ккал (4000 кДж) в сутки, что даже ниже пищевого рациона узников Дахау и жителей блокадного Ленинграда. Необходимо знать, что при длительном питании с резким ограниче­нием белков (до 20 г.), жиров (до 30 г.), углеводов (до 100 г.) и калорийности у значительной части лиц неизбежно возникновение дистрофических нарушений. Учитывая эту особенность концепции питания Г. С. Ша­таловой, президиум ученого совета Министерства здра­воохранения после всестороннего рассмотрения вопроса принял специальное постановление, в котором указы­вается о научной необоснованности и неприемлемости для практики предложенной ею диеты, так как такое питание может отрицательно сказаться на здоровье человека.

По этой же причине неприемлемы и какие-либо попытки использования всевозможных научно не обосно­ванных, в том числе «заморских», диет и других подобных сомнительных рекомендаций «знающих» и «бы­валых» людей, распространяемых как устно, так и в «списках» или даже опубликованных в далеких от науки печатных изданиях.

И уж совсем недопустимы встречающиеся еще в быту факты самодеятельного (без какого-либо врачебного контроля) так называемого лечебного голодания, тем бо­лее длительного. Руководствоваться следует научно обоснованными рекомендациями. Таковыми являются «Нор­мы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения», разработанные Институтом питания АМН.

Из книги: В. А. Доценко. Овощи и плоды в питании.
Издательство: ЛЕНИЗДАТ, 1988 г.

Эту книгу можно купить.

Другие книги по теме:
А. А. Очерет, Л. Н. Очерет. Позвоночник и долголетие. Научись жить без боли в спине .
Е. М. Дробат. Простые истины о питании и здоровье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *