Йога и йоги. Что такое йога

Да возвысит человек себя сам,
Да не унизит он сам себя;
Ибо только он один себе друг
И нет большего ему врага. Чем он сам себе
Из «Махабхараты

Истоки совокупности гигиенических, морально-этических правил и философских представлений, которые являются у йогов предметом культа, исходят из глубокой древности. Первые сведения на эту тему появляются еще в культовом эпосе Веды, датировку которых относят к III или даже к VI тысячелетию до н.э. Однако, как это часто бывает, оформление учения в единую систему мировоззрения связывается с именем одного человека — им был Патанджали, живший во II веке до н.э.

Йога — это широкое понятие, включающее в себя и цель, и средства достижения этой цели. В переводе с санскрита «йога» буквально означает «соединение», но в более широком толковании — «то, что соответствует» и «то, что последовательно и неуклонно применяется». В первую очередь Йога — это религиозно-философская система. Но в отличие от других философских систем в ней важное внимание уделяется тем средствам и техническим приемам, с помощью которых можно достичь конечной цели учения. Суть мировоззрения йогов заключается в «соединении» индивидуальной души человека с мировым духом, с абсолютной душой или богом. В этом йоги видят цель своей жизни.

Для того чтобы душа могла постигнуть бога и раствориться в нем, необходимо отвлечься от мирской жизни, представляющей собой внешнее, преходящее, неистинное бытие. Необходимо очистить свое сознание от конкретно-эмпирического содержания и сосредоточить его в самом себе. Основную роль при этом играют искусство самовнушения и самогипноз.
Приняв подобную доктрину, йоги проводят свою жизнь в неустанном «очищении» и «совершенствовании». И помогает им в этом в деталях разработанный сложный комплекс из физических упражнений, дыхательного контроля, норм гигиены и питания, а также соответствующей этики.

Однако физическое совершенствование не является самоцелью — это для йогов побочный продукт деятельности, только необходимая ступень. Главное в ортодоксальном йогизме — это методическое достижение состояния транса и мистического экстаза.
Возможность влиять на физиологические отправления с помощью различных физических и психических упражнений основана у йогов на древней вере в таинственную индивидуальную жизненную силу — кундалини. Они верят, что эта сила, подобно свернувшейся змее, дремлет в человеке — в нижней части позвоночного столба, где, согласно традиционной индийской медицине, расположен один из важнейших нервных центров. Физические упражнения способны разбудить эту силу, и она, поднявшись в верхние части тела и объединившись с праной (животворящей силой), наделяет человека сверхъестественной энергией.
Для овладения этой энергией, а с ее помощью и возможностью «соединения» с абсолютным духом, Патанджали разработал восмеричный путь «освобождения души», осваивая который, человек как бы поднимается к совершенству:

Дисциплина нравственности
1. Иама — воздержание
2. Нияма — культура, гигиена

Дисциплина тела
3. Асана — положение, поза
4. Пранояма — контроль, за дыханием
5. Пратьяхара — удаление чувств

Дисциплина ума
6. Дхарана — внимание
7. Дхьяна — созерцание объекта,
8. Самадхи — сосредоточение, поглощение ума объектом

Первые две ступени необходимы для того, чтобы человек не только сумел развить в себе физические силы, но умел пользоваться ими. Это своеобразная этическая подготовка. Три последние ступени требуют большой физической выносливости, которая достигается через Хатха-Иогу (первые пять ступеней).

Далее пути «совершенствования» могут проходить через Раджа-Йогу (неограниченная власть над своими поступками), Карма-Йогу (долг и удел человека в жизни) или Бхакти-Иогу (всепоглощающая любовь к богу).

Конечная цель системы и методы ее достижения превращают йогов в безнадежных индивидуалистов. Йоги не пони мают социальной сущности человека. Даже те немногие и; них, как например Норёндронатх Детто (Вивекананда), поднимавшиеся до понимания необходимости национально-освободительного движения в Индии, не осознавали движущих сил развития общества. Поэтому все попытки модернизировать, трансформировать Йогу — совершенно бесполезное занятие, так как человек, живя в обществе, не может быть свободным от него.

Однако часть Йоги, вернее те ее методы, которые позволяют с помощью физических упражнений и самовнушение влиять на психику и некоторые физиологические отправления человеческого организма, безусловно, заслуживают внимания.

Мы остановимся только на одной стороне понятия «йога» — соединение в человеке физического и психического Природа человека столь разнообразна и глубока, а физические и психические силы в нем столь тесно переплетены, что познание их и самовыражение представляется нам всегда в виде удивительных явлений, под которыми скрыть: борьба и равновесие этих сил. Методы тренировки йогов позволяют вскрывать резервы физических и психических возможностей человеческого организма, овладение которыми пока недоступно с помощью других способов тренировки. Именно эта часть йогизма в большинстве случаев имеется в виду, когда говорят о системе йогов.

Из книги Верещагина В.Г. «Физическая культура индийских йогов «

Фитнес зал — это путь к здоровью и гармонии. Йога, пилатес и стретчинг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *