- Рецепты правильного питания - http://b6ca.1gb.ru -

Лучшее лекарство — физическая культура

Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение.
И.М. СЕЧЕНОВ

Роль движения в развитии выносливости, силы, ловкости и, в конечном счете, здоровья была ясна человеку, видимо, с того времени, как он начал осознавать самого себя. «В здоровом теле — здоровый дух» — это изречение было уже в древнейших индийских Ведах. И тем парадоксальнее, что эта простая, но мудрая истина недостаточно осознается современным цивилизованным человеком.

Пока человек здоров, он, естественно не хочет думать о болезнях, а если и рассуждает на эту тему, то полагает, что болезнь — состояние естественное, а врачи на то и существуют, чтобы лечить. Лишь немногие знают, что источник здоровья, а также силы, способные его вернуть, не за пределами собственных усилий и возможностей, а в нас самих. Все это заложено в самой природе человека.

Живой организм — непрерывно самообновляющаяся система. На месте каждой распавшейся молекулы синтезируется новая, и только благодаря строгой согласованности этого процесса мы достаточно долго остаемся подобными самим себе. Самообновление, происходящее за счет обмена веществ тем интенсивнее, чем активнее физическая деятельность. Не покой, а именно мышечная работа способствует сохранению связей между структурой и функцией всех органов и систем человеческого организма.

Все в человеке в конечном итоге связано с работой мышц: и дыхательная система — поставщик кислорода, и сердечнососудистая, и кровь — главное транспортное средство по доставке питательных веществ и кислорода к работающим мышцам и другим органам, и пищеварительный аппарат, вырабатывающий «горючее» для мышц, и нервная система, управляющая ими.
Тесное взаимодействие мышц с такими, например, системами, как дыхательная и сердечно-сосудистая, очевидно. Стоит только нам немного пробежать, как частота сердечных сокращений и интенсивность дыхания увеличатся. К сожалению, причинно-следственную связь такого рода некоторым приходится постигать непосредственно: хватаясь за сердце или жалуясь на одышку.
Что касается нервной системы, то, на первый взгляд, взаимодействие между ней и мышцами вполне однозначны: без нервной системы мышцы «слепы», «глухи» и бессильны. Она регулирует функции внутренних органов и, наконец, координирует все процессы в организме, связанные с движением. Однако без внимательного анализа трудно представить, как это взаимодействие может оказывать влияние на многие признаки личности, которые мы оцениваем как человеческую индивидуальность. Совсем не очевидно, как в одном случае в результате такого взаимодействия следует ощущение бодрости, неукротимой энергии, всего того, что И. П. Павлов назвал «мышечной радостью», а в другом — комплекс переживаний, связанных с физическим несовершенством.

П. Ф. Лесгафт писал: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии в перестройке и отправлениях организма не остается безнаказанным,— оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».
Замечая лишь громадное качественное различие между результатами работы мышц и мозга, мы иногда забываем о том, что между движениями человеческого тела и сложнейшими процессами в мозгу существует тесная, многообразная, автокорреляционная связь. Мышечный аппарат представляет собой то звено, вокруг которого и с помощью которого концентрируется деятельность всего организма. И действительно: увеличивая потребность в питательных веществах, мышцы предъявляют повышенные требования к пищеварительному аппарату — появляется аппетит; физически уставший человек валится с ног — ему не ведома бессонница; работающие мышцы, оживляя кровообращение, укрепляют тем самым сердце и сосуды; усиливающийся обмен веществ вовлекает в интенсивную работу органы выделения. И, наконец, общая возрастающая при движении потребность в кислороде покрывается за счет усиленной функции дыхательного аппарата.

Естественно, любые рассуждения можно оспаривать, однако есть цифры, над которыми следует задуматься. Об, интенсивности обменных процессов в организме можно судить по количеству кислорода, потребляемому теми или иными тканями. Наиболее интенсивен он в нервных тканях, причем потребление кислорода возрастает со степенью дифференцированности нервных клеток. Установлено, что они поглощают от 20 до 25 % всего поступающего в организм кислорода. По столько же приходится на долю мышечной системы и на кишечник; на печень расходуется более 12 %, на почки и желудок — от 5 до 8 и на работу сердца только 4—5 %.
Цифры эти, зафиксированные в состоянии покоя, конечно, усредненные, но анализ их соотношений говорит о многом: половина кислорода используется для работы нервной и мышечной систем.

Морфологическое же сравнение этих систем подчеркивает громадную между ними разницу; ведь на долю мышц приходится до 35—40 %, а иногда и половина веса человека, а на долю мозга — всего около 2 %! Высокая специализация нервных тканей связана со сложностью протекающих в них обменных процессов, и потому ткани эти так чувствительны к недостатку кислорода.

Поэтому же нарушение функциональных связей между нервной и мышечной системами в первую очередь отражается на функции мозга. Немощный человек становится апатичным, мир его интересов невероятно сужается, отсутствуют творческие устремления. Он порой не только не приносит пользы другим, но становится обузой для окружающих, причем не столько из-за действительной мышечной слабости, сколько из-за плохого настроения, психической неуравновешенности. Если пользоваться для описания подобной ситуации терминологией философов, делящих мир на «Я» и «не Я», то больной человек теряет в таком случае половину мира. Он обращен внутрь себя, занят своими болезненными ощущениями, весь поглощен своим «Я». Остальной мир он мыслит существующим только для его «Я».

Таким образом, человек, упражняющий (а иногда эксплуатирующий) только свои интеллектуальные способности, предъявляет повышенные требования лишь к нервной системе, особенно к головному мозгу. Увеличенная интенсивность обмена в кем нарушает соотношения между остальными-системами организма и приводит к серьезным последствиям для здоровья. Поэтому роль физической культуры трудно переоценить.
В этом отношении определенный интерес представляет система физической тренировки индийских йогов: помимо некоторых методических достоинств, она интересна еще и как сугубо индивидуальная форма физической культуры. Кроме того, методы Хатха-Иоги достаточно глубоко учитывают физиологические закономерности двигательной активности и воплощены в очень простых правилах и приемах, вполне доступных в целях профилактики.