- Рецепты правильного питания - http://b6ca.1gb.ru -

Причины невнимательности. Почему слушают, но не слышат, смотрят, но не видят?

…На автобусной остановке стоит молодая женщина с двух-трёхлетним малышом на руках. Он всё время что-то спрашивает, а когда мать отворачивает голову, чтобы разглядеть номер очередного подъезжающего автобуса, обеими ручками пытается повернуть её к себе обратно. Но вот малыш расплакался и с упрёком вымолвил:»Я тебе рассказываю, а ты не слушаешь…»

Жаждут внимания не только дети. И поскольку у взрослых не принято поворачивать в свою сторону голову отвлекающегося собеседника, то им остаётся лишь молча на него обижаться…

В чём же причины невнимания и невнимательности? Как сделать, чтобы собеседник не отвлекался, а, наоборот, старался не пропустить ни одного слова? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся коснуться общих закономерностей внимания.

Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) внимание.

В основе непроизвольного внимания лежит врождённый ориентировочный рефлекс, метко названный И. П. Павловым рефлексом «что такое?». Если, например, кто-то с шумом откроет дверь, мы, помимо нашего желания (непроизвольно), обратим внимание на вошедшего. Точно так же, беседуя с кем-то, мы отвлекаемся на посторонние сильные или непривычные раздражители (внезапный громкий звук, необычная одежда, сильный дефект речи собеседника и др.). Люди, привыкшие выступать перед аудиторией, обычно знают приёмы усиления непроизвольного внимания слушателей. Для этого они, например, усиливают голос (повышают интенсивность слухового раздражителя) или переходят на тихую речь (создают контраст раздражителей).

Произвольное внимание — это уже волевой акт, направленный на достижение поставленной цели — восприятия собеседника. Чем интереснее, а главное — важнее информация, тем сильнее внимание, тем полнее восприятие. Встречаются люди, разговор с которыми доставляет истинное удовольствие. Почему? Чаще всего потому, что с ними интересно и легко.

В каких же случаях информация интересна? Прежде всего в случаях, когда она несёт элементы новизны и когда она важна. Например, когда в годы Великой Отечественной войны из репродукторов раздавался голос Левитана, сообщавшего положение на фронтах, все застывали, жадно впитывая каждое слово. Уместно сказать, что для говорящего очень важно заинтересовать слушателя. Это стимулирует его откровенность. И беда, если люди, которые по долгу службы обязаны выслушивать посетителей, смотрят на них со скукой или же «сквозь них», думая о чём-то другом, более важном…

Поскольку у каждого человека есть свои «внутренние часы», своё отношение к ценности утраченного времени, рано или поздно кто-то первым из них начинает ощущать, что время беседы исчерпано. Если для одного из собеседников разговор стал или с самого начала был неинтересным и оторвал его от важных дел, то утрату каждой минуты он воспринимает очень остро, болезненно и, несмотря на то, что в силу своёй вежливости продолжает слушать, становится невнимательным, спешит побыстрее распрощаться, испытывает досаду из-за напрасно потраченного времени. А для его партнёра разговор этот, возможно, был важен: 10-20 минут показались ему мгновением, и поведение собеседника вызвало у него досаду, обиду и создало о нём несправедливое мнение. Во избежание подобных обид следует использовать один из заранее «отработанных» вариантов вежливого прерывания диалога, к примеру, извинившись, сослаться на неотложные дела и попросить перенести разговор на другое время. Без такого «технического приёма» человек мягкий, деликатный может надолго оказаться в роли рассеянного слушателя словоохотливого собеседника.

Нередко бывает так, что затронутая проблема и важно,Почему слушают, но не слышат, смотрят, но не видят? и интересна хотя бы для одного из собеседников, но он всё же не может на ней сосредоточиться. В чём же дело? В том, что разговору могут мешать отвлекающие посторонние факторы, а также собственные мысли, чувства, неприятные ощущения. Что касается неблагоприятных для беседы, деловой встречи внешних раздражителей (шум, присутствие посторонних людей и др.), то их часто можно и нужно предусмотреть и устранить. Внутренние же помехи можно преодолеть лишь в том случае, если они менее важны в данный момент, чем тема разговора.

У каждого человека в силу врождённых и приобретённых свойств высшей нервной деятельности свои особенности (параметры) внимания: та или иная степень его интенсивности (сосредоточенности), переключаемости (с объекта на объект), направленности (вовне или на себя, на собственные мысли), распределения (возможность одновременно следить за несколькими объектами) и др. В зависимости от того, какие параметры нарушены, В. М. Банщиков с сотрудниками выделяют три физиологические причины невнимательности.

Первая заключается в чрезмерно лёгкой непроизвольной переключаемости, малой устойчивости и низкой интенсивности внимания. Это свойственно детям в возрасте до шести-восьми лет, уставшим людям, больным неврозами. В беседе с такими людьми не стоит злоупотреблять их терпением, и рассчитывать на их длительную сосредоточенность.

Вторая причина невнимательности, напротив, кроется в высокой интенсивности и трудной переключаемости внутренаправленного внимания. Это характерно для «рассеянного учёного», сосредоточенного на своих мыслях. У такого человека часто возникает характерное выражение лица: взгляд становится неподвижным, невидящим, устремлённым вдаль, «сквозь собеседника», что, естественно, обижает последнего. Этот механизм действует и при врождённой малоподвижности, «вязкости» нервных процессов. Вот кто-то закончил излагать одну мысль и перешёл ко второй, а собеседник ещё находится во власти первой. В разговоре с такими людьми важно следить за выражением их лица.

Третья причина невнимательности заключается в слабой интенсивности и плохой переключаемости внимания. Типичным примером может служить так называемая старческая рассеянность, развивающаяся вследствие атеросклероза сосудов головного мозга. При длительной беседе с человеком преклонного возраста иногда необходимо приложить определённые усилия, чтобы удержать его внимание в нужном русле, отвлечь от предыдущего вопроса и направить на следующий.

Каков бы ни был механизм невнимательности собеседника, результат один: донести до него нужную информацию трудно. Остается, по крайней мере, не утомлять его длинными монологами, а, наоборот, побуждать к диалогу и осторожно уточнять, верно ли он вас понял.

Автор Лупьян Я.А., врач-невропатолог
Источник: Лупьян А.Я. «Барьеры общения, конфликты, стресс…», Ростов-на-Дону, 1991
http://www.i-am-ok.ru [1]